Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
В категории материалов: 6 Показано материалов: 1-6 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Коррекционно-развивающие
и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех
известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный
их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов
к решению возникающих проблем. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Сказку "Живые
звуки" можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в
зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и
умений, этапа работы над изучением звуков речи, целей конкретного занятия.
Первая
часть сказки дает
возможность:
J познакомить детей с гласными звуками (закрепить знания о гласных
звуках);
J формировать понятие "гласный звук";
J развивать слуховое внимание;
J развивать и корригировать фонематический слух. Например: после
прочтения (рассказа) текста предложить вспомнить, какие "песенки" пели
звуки, сколько звуков пели ту или иную "песенку", в какой
последовательности пели звуки, какие "песенки" могут спеть звуки [У],
[И] и т д.;
J познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы
гласных букв);
J проводить работу по формированию и дифференциации понятий
"звук" — "буква".
Вторая
часть сказки
позволяет:
J формировать понятие "согласный "звук";
J облегчить работу, связанную с объяснением темы "йотированные
буквы", в начальных классах школы;
J познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с
последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор
слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).
Взрослым,
обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В
связи с этим несколько слов о йотированных гласных буквах.
Занятия в подготовительных логопедических группах детского сада
показали, что дети старшего дошкольного возраста (6 лет) без особых трудностей
овладевают навыками чтения слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я (полученные результаты
полностью совпадают с данными, изложенными в работе Корнева А. Н. "Дислексия и дисграфия у детей",
1995.– С. 194), но, знакомя дошкольников с этими буквами, не надо перегружать
их теоретическими знаниями. Достаточно в игровой форме рассказать об
особенностях этих букв, пояснив, что обо всех их "хитростях" будут
рассказывать в школе.
Любой дидактический материал дает возможность творчески подходить
к процессу обучения. Сказка – не исключение. Творите, выдумывайте, пробуйте.
|
Предлоги –
служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они
употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов
вообще не употребляется, потому так важно научить детей дошкольного возраста
правильно употреблять предлоги в своей речи. Это очень сложная тема для детей
дошкольного возраста, поэтому мы свою работу по данной теме привели в систему,
которую сегодня предлагаем для использования в работе с детьми, как педагогам,
так и родителям. |
В современных условиях,
связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и
общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей
организации коррекционно-образовательного процесса уже в дошкольном возрасте.
Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми
нарушениями к письму является самомассаж рук.
По этой методике мы учим детей самостоятельно
делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием
несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса,
происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов,
идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно
развивается речевая функция.
Дети с речевой патологией
испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от
устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких
дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного
возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая
координация движений ее частей. В данный период у них еще не закончено
окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей с речевыми
нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7
лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков,
а мускульная память в этот период очень цепкая. Данные электрофизиологических
исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые
области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Важно отметить, что самомассаж
обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях, а это
служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и
т.д. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на
фоне «разогретых рук».
Самомассаж мышц предплечья, кисти
и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает
ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения
по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению
движений – торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь,
поможет детям с речевым недоразвитием старшего дошкольного и младшего школьного
возраста направить внимание не столько на техническую сторону письма, сколько на
контроль выполненной работы.
При обучении детей самомассажу
используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при
массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков
(как всех вместе, так и поочередно). Используются упражнения: катание одного
грецкого ореха или шарика (при усложнении – используем два), катание ребристого
карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация
скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной
плотности и др.
Для детей старшего дошкольного
возраста самомассаж рекомендуется выполнять 2–3 раза в день (не только на
занятиях с логопедом, в детском саду, но и дома), причем начинать учебную
деятельность полезно именно с самомассажа. Можно использовать его в качестве
физкультминутки на занятиях, прогулке и пр. Дети старшего возраста самомассаж
выполняют по 5–10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми
необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8
раз: по 4 раза для правой и левой рук.
Все массажные движения
выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к
запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать
расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя
движения, нужно проговаривать действия. Затем взрослый делает самомассаж рук
вместе с детьми, показывая на себе. Потом дети выполняют упражнения по
словесной инструкции взрослого. На более поздних этапах, когда дети уже хорошо
их усвоили, можно использовать прием показа упражнений не воспитателем, а
кем-то из детей. Можно подключать общее проговаривание прямого и обратного
счета и др.
Начинать следует с прогревающих
движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать
болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение
упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой руки,
использовать музыкальное сопровождение. |
Традиционно при постановке звуков логопеды активно используют
упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку
подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку
определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения
звуков.
Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического
занятия коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений
артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.
Здесь представлен комплекс упражнений, предполагающих совместные
(одновременные) движения руки и органов артикуляционного аппарата.
Данные упражнения могут использоваться в течение всего периода
коррекционного обучения в качестве организационного момента, динамической
паузы. Помимо развития гибкости и пластичности органов артикуляционного
аппарата эти упражнение способствуют развитию координации движений и мелкой
моторики, переключаемости, распределения внимания, саморегуляции, организации и
включению детей в работу на занятии.
На первых занятиях используется 2–3 упражнения. Вначале дети
учатся сочетать движения органов артикуляции с движениями одной руки и только
потом постепенно переходят к одновременным движениям двух рук. Непременным
условием выполнения данных упражнений является точность. Небрежность здесь
недопустима. Если у кого-то из детей движения не получаются, их следует
отработать индивидуально перед зеркалом. |
|
|