Вторник, 19.03.2024, 11:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS




Логопедические материалы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи и консультации

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

В логопедической работе использую разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения. На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Вся работа начинается с организации коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и логопедом, включить в активную познавательную деятельность всех детей. Перед занятием в проветренном помещении провожу подвижную игру, занятия строю с учетом работоспособности детей, начинаю с игрового момента, наиболее сложные задания преподношу в середине занятия, используя средства наглядности, последние минуты занятия малопродуктивны, поэтому это время использую для снятия утомления с включением настольных игр, рисования, конструирования. На протяжении всего занятия провожу несколько разноплановых здоровьесберегающих минуток, которые позволяют размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму.

Итак, в этом направлении широко использую здоровьесберегающие технологии,их можно выделить в три подгруппы:

·         Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления (динамические паузы,  физминутки,  пальчиковая гимнастика,  дыхательная,  для глаз)

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния,  к изменению отношения к себе и своему здоровью. На занятии предлагаю провести физминутку кому-нибудь из детей. Дети  выполняют это поручение с большим удовольствием. Использую упражнения с элементами релаксации, что  способствует: снятию утомления и внутренних «зажимов»; обретению внутренней стабильности и ощущения покоя; умению чувствовать и управлять своим телом; умению восстанавливать свои силы и эффективно использовать свой личностный потенциал. Учимся дышать, используя таблицы с изображением «звуковой волны» (по методике А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко). Тематические пальчиковые игры позволяют корригировать  движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явлений природы. Использую тренажер для глаз – это  схематический рисунок зрительно-двигательных траекторий, каждая из которых отличается цветом, стрелка указывает направление движения взгляда.

      Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)

Эффективно использование в коррекционной работе элементов сказкотерапии (облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок;  введение в занятие сказочного героя;  сочинение сказок). Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Введение сказочного героя, который появляется на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). Широко использую в логопедической работе рисунки, т.к. рисование  - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение. Использование музыкального сопровождения стимулирует двигательные, речевые  функций, способствует снятию напряжения, тревожности. Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, убеждаю, внушаю им  уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта.

·   Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

При помощи игротерапии корректирую агрессию и гиперактивность детей. Игра помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни,  помогают приобрести необходимые навыки. Ежедневно в гигиенических целях провожу самомассаж и утреннюю гимнастику, которые являются активными средствами сохранения нормальной жизнедеятельности организма и предупреждения расстройств, связанных с пониженной двигательной активностью. У каждого ребёнка под ногами имеются самодельные массажные коврики по типу аппликатора Кузнецова, но сделаны они из подручного  материала: из нашитых цветных пуговиц.

Основные отличительные особенности здоровьесберегающих и педагогических технологий заключаются в следующем:

1.                 На одном занятии активизируются разные виды восприятии ребенка – зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, а также обоняние и вкус. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации (зрительно-, слухо-, вестибуломоторная).

2. При проведении занятий используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.

3. Дети постоянно пребывают в движение, исключается статичная форма проведения занятий. Проводятся физкультурные паузы и динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием занятия.

4. В течение всего занятия дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам – слуховым (на источник звука) и зрительным – предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).

5. Все занятия предусматривают проведение предварительной и последующей работы.

Таким образом, раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. По мнению большинства исследователей, упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствует тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Занятия проходят в режиме игры и коллективного сотрудничества. Такое построение занятий позволяет  добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия,  способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, помогает достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. Оптимизация процесса коррекции речи способствует оздоровлению всего организма ребенка.

Список литературы

1.           Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.

2.           Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: /Авт. сост. Г.В. Чиркина. - М., 2008.

3.           Лизунова Л.Р. Организация единого речевого режима в ДОУ //Научно-методический журнал «Логопед». - 2009. - №3.

4.           Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -СПб., 2004.

5.           Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

Категория: Статьи и консультации | Добавил: Nisa (07.10.2012)
Просмотров: 4136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск