Вторник, 20.11.2018, 03:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS




Логопедические материалы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи и консультации

ПРЕДЛОГИ

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Предлоги

Именительный

есть

кто, что?

 

Родительный

нет

кого, чего?

без, у, от, до, из, около, возле, для

Дательный

рад

кому, чему?

к, по

Винительный

вижу

кого, чего?

на, за, под, в, через, про

Творительный

любуюсь

кем, чем?

над, за, под, в, через, про

Предложный

говорю

о ком, о чем?

в, об, о, на, при

Работа над правильным употреблением предлогов

         Работая над темой "Предлоги", прежде всего, важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Детям постепенно объясняют что на – это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); в – это означает внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); под – внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); над – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над, столом, над тумбочкой, над шкафом); около – рядом с чем-то со столом, с тумбочкой, со шкафом; за – как бы спрятано позади чего-то (позади стола, тумбочки шкафа); перед – впереди чего-то (впереди стола, тумбочки, шкафа. Все это конечно объясняется не в один прием.

         Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Мы вовлекаем в это самих детей. Например, предлог в  – входим в спальню (где находимся? – внутри помещения в спальне); предлог на – встаем на стульчики (где находимся? – на стульчике); предлог  под – прячемся под стол; над – играем с птичкой, она порхает у детей над головой и т.д.

         Затем играем с игрушками, создавая ситуацию, когда мишке нужно спрятаться в берлоге, забраться на дерево, спрятаться под кустом. Предлагаем детям кубик и шар и с этими предметами играем в "маленькое слово", так мы подводим детей к модели предлога. Также мы работаем по картинкам, ребенок изображает ту модель, которая соответствует значению употребленного там предлога. При этом ребенок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов (белка в дупле и кружочек в квадрате, то есть то и другое внутри; птица на ветке и кружок на квадрате, то есть одно и другое на поверхности и т. д.)

         Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему  предлагается молча выполнить такие поручения: положи книгу на стол, в тумбочку, на подоконник, и т.д. В ходе этих упражнений ребенок отвечает на вопросы, стремясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).

         Потом мы переходим к схеме предложения, где детям объясняется, что "маленькие слова" могут быть в начале предложения или в середине.

         У каждого ребенка есть пенал, где лежит материал, с которым он работает, изображая предложения и слова. Так дети учатся выделять предлоги в предложении.

Дети самостоятельно составляют предложения с заданным "маленьким словом". Выделяют его на слух. Затем переходим к развитию у детей навыков дифференцированного употребления изученных предлогов, использовав игровой момент с "лучиком" (в, из, на, по, с, над). Этот лучик непоседа и скользит по разным предметам, лучик хороший помощник при изучении предлогов движения (с, со, из-под, из-за, через, к от). Пока мы говорим только о так назывемых пространственных предлогах, значение которых можно объяснить достаточно наглядно. Но постепенно в упражнения нужно  включать и другие предлоги, упражняя ребенка в правильности употребления при этом окончаний имен существительных. Например, ребенку предлагается ответить на вопросы о том, с чем можно пить чай (с пряником, с конфетами, с сахаром), с чем можно сделать бутерброд (с сыром, с маслом), из чего можно сделать игрушки (из дерева, картона, меха). При обучении используются картинки.

         В заключении хочется напомнить народную мудрость, которая ярко отражает смысл игры в учебной деятельности: "Ты мне скажешь – я забуду, покажешь – я запомню, дашь попробовать – пойму!"


Приложение

 

1. Добавление предлогов в предложение

Зайка сидит (за) кустом.

Зайка выглядывает (из-за) куста.

Кот сидит (на) тахте.

Туфли стоят (под) диваном.

Репка растет (в) земле.

Мяч выкатился (из-за) шкафа

Машина едет (по) дороге.

Мальчик отошёл (от) собаки.

Книгу взяли (с) полки.

 

2. Работа с деформированной фразой

Зоя, банка, под, ставить, скамейка;

Зоя, банка, вынимать, скамейка, из-под;

Диван, собака, спать, под;

Зина, беседка, цветы, посадить, за;

Зина, беседка, из-за, выходить;

Соня, земля, листья, на, сукне;

Осина, листья, земля, на, осыпаются, с;

Летать, комнате, муха, в;

Катя, котята, тётя, пять, у.

 

3. Составление предложений с предлогами по опорным словам и без них (распространенное предложение)

На, улице, многоэтажных

На нашей улице много многоэтажных домов

Кинотеатр, магазин, за

За кинотеатром находится большой продовольственный магазин

С

Рядом с детским садом большая школа

Из

Из детского сада мы едем домой на автобусе

 

 

ФИЗМИНУТКА

            Логопед проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующее движение. Дети молча, вслед за логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь и запоминая текст. Во  втором проговаривании уже участвуют дети. Одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями.

            В конце каждой из физминуток логопед обязательно задаёт детям вопросы по её содержанию, учитывая основную цель всего логопедического занятия.

         Тема занятия: Предлог на

            – Ребята, положите ладони на голову; на затылок, на щёки, на пояс, на колени, на спинку стула, на пол.

            В ходе такого упражнения дети усваивают пространственное значение предлога на и, кроме того, закрепляют знание названий частей тела.

            Тема занятия: Предлог под

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши),

Топ-топ, топ-топ-топ           (топают ногами),

Под кроватью чёрный кот (присесть в такт словам).

Он залез под кровать           (поочерёдное движение руками вперёд и к груди, имитирующее                                             движение лап кота).

И мешает детям спать          (подъём с ритмичным помахиванием указательным пальцем

                                               правой руки).

         Тема занятия: Дифференциация предлогов на, под

На горе растут грибы          (руки вверх, хлопок над головой).

Под горой растут грибы     (руки через стороны вниз, присесть, хлопок).

         Тема занятия: Предлог между

Между грядками шагаю      (шаги с высоким подниманием ног),

Ноги выше поднимаю         (те же движения).

         Тема занятия: Предлог в

Утром дети в лес пошли     (шаги с высоким подниманием ног),

И в лесу грибы нашли         (равномерные приседания).

Наклонялись, собирали       (наклоны вперёд).

По дороге растеряли            (ритмичные разведения рук в стороны)

         Тема занятия: Дифференциация предлогов на и с

На берёзу галка села            (присесть, руки к коленям).

С дерева потом слетела       (встать, помахать руками).

На кровати спит Федот       (ладони под щёку, присесть).

И с кровати не встаёт          (развести руками стоя).

         Тема занятия: Предлог из-за

Лыжники смелы, быстры,

Едут к нам из-за горы          (дети повторяют движения и слова).

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор,

Из-за луга, из-за речек гонит он своих овечек.

         Тема занятия: Предлог из-под

Тишка маму напугал

Очень часто вылезал

Из-под кресла на полу.

Из-под вешалки в углу.

Из-под маленькой кроватки,

С кем же он играет  в прятки?

         Тема занятия: Предлоги

Дождь закапал нам на крышу        (движения руками над головой сверху вниз),

В комнате сижу и слышу                (присесть).

Под крыльцо петух полез               (встать, хлопки руками по бокам),

В будке громко лает Рекс               (присесть, изобразить собаку).

         Тема занятия: Предлог в

В комнату вошел мой брат                         (шаги на месте).

В сумке фотоаппарат                      (наклон, руки вниз).

В конуру влез наш пес                    (приседание).

Папа в дом арбуз принес                (шаги на месте, руки в стороны)

         Тема занятия: Предлоги на, под

Ищет вещи Маша, Маша-растеряша: (поворот в одну сторону, в другую, в исходное положение)

И на стуле нет,                                 (руки вперед, развести в стороны)

И под стулом нет,                            (присесть, встать, развести руки в стороны)

На кровати нет,                                (аналогичные движения)

Под кроватью нет   

Вот какая Маша, Маша-растеряша.

         Тема занятия: Предлог на

Мы катаемся на санках                   (дети имитируют катание на санках)

И играем все в снежки.                   (дети имитируют бросание снежков)

Мы катаемся на лыжах

И встаем на коньки.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

 

Маленькие слова

Вот машина. Кто в машине, кто на ней и кто под ней?

Кто здесь за, а кто здесь перед, у машины и над ней?

 

 

На пригорке и под горкой

Под березкой и над елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят

 

 

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда

 

 

В лес пошли Кирилл, Иринка

И у них в руках корзинка

 

 

Рыхлый снег темнеет в марте

Тают льдинки на окне

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

                            (С. Маршак)

 

 

Весна везде! Весна везде!

В звериной норке и в гнезде.

И под кустом в траве пчела

Фиалку синюю нашла.

                            (Е Трутнева)



Источник: http://sayan-logoped.3dn.ru/TEXT/123/predlogi.doc
Категория: Статьи и консультации | Добавил: Nisa (26.02.2012)
Просмотров: 4707 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск