Падеж
|
Вспомогательное
слово
|
Падежный
вопрос
|
Предлоги
|
Именительный
|
есть
|
кто, что?
|
|
Родительный
|
нет
|
кого, чего?
|
без, у, от, до, из, около, возле, для
|
Дательный
|
рад
|
кому, чему?
|
к, по
|
Винительный
|
вижу
|
кого, чего?
|
на, за, под, в, через, про
|
Творительный
|
любуюсь
|
кем, чем?
|
над, за, под, в, через, про
|
Предложный
|
говорю
|
о ком, о чем?
|
в, об, о, на, при
|
Работа над
правильным употреблением предлогов
Работая
над темой "Предлоги", прежде всего, важно помочь ребенку усвоить
смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет
правильно употреблять их в своей речи. Детям постепенно объясняют что на
– это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); в
– это означает внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); под
– внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); над
– вверху над чем-то, как бы в воздухе (над, столом, над тумбочкой, над шкафом);
около
– рядом с чем-то со столом, с тумбочкой, со шкафом; за – как бы спрятано
позади чего-то (позади стола, тумбочки шкафа); перед – впереди чего-то
(впереди стола, тумбочки, шкафа. Все это конечно объясняется не в один прием.
Значение
каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно
сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Мы
вовлекаем в это самих детей. Например, предлог в – входим в спальню (где находимся? – внутри
помещения в спальне); предлог на – встаем на стульчики (где
находимся? – на стульчике); предлог под
– прячемся под стол; над – играем с птичкой, она порхает
у детей над головой и т.д.
Затем
играем с игрушками, создавая ситуацию, когда мишке нужно спрятаться в
берлоге, забраться на дерево, спрятаться под кустом. Предлагаем детям кубик и
шар и с этими предметами играем в "маленькое слово", так мы подводим
детей к модели предлога. Также мы работаем по картинкам, ребенок изображает ту
модель, которая соответствует значению употребленного там предлога. При этом
ребенок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью
соответствует расположению реальных предметов (белка в дупле и кружочек в
квадрате, то есть то и другое внутри; птица на ветке и кружок на квадрате, то
есть одно и другое на поверхности и т. д.)
Чтобы
выяснить, насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить такие поручения:
положи книгу на стол, в тумбочку, на подоконник, и т.д. В ходе этих упражнений
ребенок отвечает на вопросы, стремясь при этом правильно употребить в своей
речи предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных
употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).
Потом
мы переходим к схеме предложения, где детям объясняется, что "маленькие
слова" могут быть в начале предложения или в середине.
У
каждого ребенка есть пенал, где лежит материал, с которым он работает,
изображая предложения и слова. Так дети учатся выделять предлоги в предложении.
Дети самостоятельно составляют
предложения с заданным "маленьким словом". Выделяют его на слух.
Затем переходим к развитию у детей навыков дифференцированного употребления изученных
предлогов, использовав игровой момент с "лучиком" (в,
из, на, по, с, над). Этот лучик непоседа и скользит по разным
предметам, лучик хороший помощник при изучении предлогов движения (с,
со, из-под, из-за, через, к от). Пока мы говорим только о так назывемых
пространственных предлогах, значение которых можно объяснить достаточно
наглядно. Но постепенно в упражнения нужно
включать и другие предлоги, упражняя ребенка в правильности употребления
при этом окончаний имен существительных. Например, ребенку предлагается
ответить на вопросы о том, с чем можно пить чай (с пряником, с конфетами, с
сахаром), с чем можно сделать бутерброд (с сыром, с маслом), из чего можно
сделать игрушки (из дерева, картона, меха). При обучении используются картинки.
В
заключении хочется напомнить народную мудрость, которая ярко отражает смысл
игры в учебной деятельности: "Ты мне скажешь – я забуду, покажешь – я
запомню, дашь попробовать – пойму!"
Приложение
1. Добавление предлогов в предложение
Зайка сидит
(за) кустом.
Зайка
выглядывает (из-за) куста.
Кот сидит (на)
тахте.
Туфли стоят
(под) диваном.
Репка растет
(в) земле.
Мяч выкатился
(из-за) шкафа
Машина едет
(по) дороге.
Мальчик отошёл
(от) собаки.
Книгу взяли (с)
полки.
2. Работа с деформированной фразой
Зоя, банка,
под, ставить, скамейка;
Зоя, банка,
вынимать, скамейка, из-под;
Диван, собака,
спать, под;
Зина, беседка,
цветы, посадить, за;
Зина, беседка,
из-за, выходить;
Соня, земля,
листья, на, сукне;
Осина, листья,
земля, на, осыпаются, с;
Летать, комнате,
муха, в;
Катя, котята,
тётя, пять, у.
3. Составление предложений с
предлогами по опорным словам и без них (распространенное предложение)
На, улице, многоэтажных
|
На нашей улице много многоэтажных домов
|
Кинотеатр, магазин, за
|
За кинотеатром находится большой продовольственный магазин
|
С
|
Рядом с детским садом большая школа
|
Из
|
Из детского сада мы едем домой на автобусе
|
ФИЗМИНУТКА
Логопед проговаривает новое
стихотворение и показывает соответствующее движение. Дети молча, вслед за
логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь и запоминая
текст. Во втором проговаривании уже
участвуют дети. Одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит
быстро, так как они подсказываются движениями.
В конце каждой из физминуток логопед
обязательно задаёт детям вопросы по её содержанию, учитывая основную цель всего
логопедического занятия.
Тема занятия: Предлог на
– Ребята, положите ладони на голову;
на затылок, на щёки, на пояс, на колени, на спинку стула, на пол.
В ходе такого упражнения дети
усваивают пространственное значение предлога на и, кроме того,
закрепляют знание названий частей тела.
Тема занятия: Предлог
под
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп
(хлопки в ладоши),
Топ-топ, топ-топ-топ (топают
ногами),
Под кроватью чёрный кот (присесть
в такт словам).
Он залез под кровать (поочерёдное
движение руками вперёд и к груди, имитирующее движение лап кота).
И мешает детям спать (подъём
с ритмичным помахиванием указательным пальцем
правой руки).
Тема
занятия: Дифференциация предлогов на, под
На горе растут грибы (руки
вверх, хлопок над головой).
Под горой растут грибы (руки через стороны вниз, присесть, хлопок).
Тема
занятия: Предлог между
Между грядками шагаю (шаги
с высоким подниманием ног),
Ноги выше поднимаю (те же движения).
Тема
занятия: Предлог в
Утром дети в лес пошли (шаги
с высоким подниманием ног),
И в лесу грибы нашли (равномерные
приседания).
Наклонялись, собирали (наклоны
вперёд).
По дороге растеряли (ритмичные разведения рук в стороны)
Тема
занятия: Дифференциация предлогов на и с
На берёзу галка села (присесть,
руки к коленям).
С дерева потом слетела (встать,
помахать руками).
На кровати спит Федот (ладони
под щёку, присесть).
И с кровати не встаёт (развести руками стоя).
Тема занятия: Предлог из-за
Лыжники смелы, быстры,
Едут к нам из-за горы (дети
повторяют движения и слова).
Из-за леса, из-за гор едет дедушка
Егор,
Из-за луга, из-за речек гонит он своих овечек.
Тема
занятия: Предлог из-под
Тишка маму напугал
Очень часто вылезал
Из-под кресла на полу.
Из-под вешалки в углу.
Из-под маленькой
кроватки,
С кем же он играет в
прятки?
Тема
занятия: Предлоги
Дождь закапал нам на
крышу (движения руками над головой сверху вниз),
В комнате сижу и слышу (присесть).
Под крыльцо петух полез (встать, хлопки руками по бокам),
В будке громко лает Рекс (присесть, изобразить собаку).
Тема
занятия: Предлог в
В комнату вошел мой брат (шаги на месте).
В сумке фотоаппарат (наклон, руки вниз).
В конуру влез наш пес (приседание).
Папа в дом арбуз принес (шаги на месте, руки в стороны)
Тема
занятия: Предлоги на, под
Ищет вещи Маша, Маша-растеряша: (поворот в одну сторону, в другую, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, развести в стороны)
И под стулом нет, (присесть, встать, развести руки в стороны)
На кровати нет, (аналогичные движения)
Под кроватью нет
Вот какая Маша, Маша-растеряша.
Тема
занятия: Предлог на
Мы катаемся на санках (дети имитируют катание на санках)
И играем все в снежки. (дети имитируют бросание снежков)
Мы катаемся на лыжах
И встаем на коньки.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
СЛОВО
Маленькие
слова
Вот машина. Кто в
машине, кто на ней и кто под ней?
Кто здесь за,
а кто здесь перед, у машины и над ней?
На
пригорке и под горкой
Под
березкой и над елкой
Хороводами и в
ряд
В
шляпках молодцы стоят
В
банке чистая вода,
Пустим рыбок мы
туда
В
лес пошли Кирилл, Иринка
И у
них в
руках корзинка
Рыхлый снег темнеет
в
марте
Тают льдинки на
окне
Зайчик бегает по
парте
И по
карте на стене.
(С. Маршак)
Весна везде! Весна
везде!
В
звериной норке и в гнезде.
И под
кустом в траве пчела
Фиалку синюю нашла.
(Е Трутнева)
Источник: http://sayan-logoped.3dn.ru/TEXT/123/predlogi.doc |