Вторник, 19.03.2024, 08:28
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS




Логопедические материалы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи и консультации

Консультация Работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Воспитатель детского сада для детей с нарушением речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностям  речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представ­лений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на элективное овладение речью.

            Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.

Особое внимание воспитатель должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-лексического мышления.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужение контактов с окружающими, направленных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью,  формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуаль­ных психофизиологических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности, или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого- педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для нормирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов достигнутых на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль речевой активности,  правильного использования поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т.п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо  интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных осо­бенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речи, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологи­ческой незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникно­вении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщать логопеду.

Воспитание у детей интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т.п. В первом периоде обучения. Такие виды работ, как составление самостоятельны: рассказов по картинке, серии картин, пересказы, не проводятся.

Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упраж­нения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группи­ровка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д. Выполнение зада­ний по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Формирование лексического запаса и грамматического строя на заня­тиях воспитателя осуществляется поэтапно:

-       дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

-       с помощью правильного образца речи воспитателя они учатся пони­мать словесные обозначения этих явлений;

-       воспитатель организует речевую практику детей в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.

            Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание  и чтение воспитателя, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр.

Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словар­ный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназна­ченный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для актив­ного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствую­щий период обучения.

Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуаль­ные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника).

На вечернюю логопедическую работу выделяется до 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:

-       закрепление хорошо поставлен­ных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

-       повторение стихотворений, рассказов;

-       упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во вне учебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, дренировать­ся в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.

В первые две недели сентября, воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятель­ности. Заполняется специальная схема обследования.

 

Категория: Статьи и консультации | Добавил: Nisa (26.02.2012)
Просмотров: 1848 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск