Вторник, 19.03.2024, 13:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS




Логопедические материалы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи и консультации

В категории материалов: 6
Показано материалов: 1-6

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Статьи и консультации | Просмотров: 4136 | Добавил: Nisa | Дата: 07.10.2012 | Комментарии (0)

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Сказку "Живые звуки" можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, целей конкретного занятия.

Первая часть сказки дает возможность:

J   познакомить детей с гласными звуками (закрепить знания о гласных звуках);

J   формировать понятие "гласный звук";

J   развивать слуховое внимание;

J   развивать и корригировать фонематический слух. Например: после прочтения (рассказа) текста предложить вспомнить, какие "песенки" пели звуки, сколько звуков пели ту или иную "песенку", в какой последовательности пели звуки, какие "песенки" могут спеть звуки [У], [И] и т д.;

J   познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);

J   проводить работу по формированию и дифференциации понятий "звук" — "буква".

Вторая часть сказки позволяет:

J   формировать понятие "согласный "звук";

J   облегчить работу, связанную с объяснением темы "йотированные буквы", в начальных классах школы;

J   познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).

   Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В связи с этим несколько слов о йотированных гласных буквах.

Занятия в подготовительных логопедических группах детского сада показали, что дети старшего дошкольного возраста (6 лет) без особых трудностей овладевают навыками чтения слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я (полученные результаты полностью совпадают с данными, изложенными в работе Корнева А. Н. "Дислексия и дисграфия у детей", 1995.– С. 194), но, знакомя дошкольников с этими буквами, не надо перегружать их теоретическими знаниями. Достаточно в игровой форме рассказать об особенностях этих букв, пояснив, что обо всех их "хитростях" будут рассказывать в школе.

Любой дидактический материал дает возможность творчески подходить к процессу обучения. Сказка – не исключение. Творите, выдумывайте, пробуйте.


Статьи и консультации | Просмотров: 1341 | Добавил: Nisa | Дата: 26.02.2012 | Комментарии (2)

Предлоги – служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов вообще не употребляется, потому так важно научить детей дошкольного возраста правильно употреблять предлоги в своей речи. Это очень сложная тема для детей дошкольного возраста, поэтому мы свою работу по данной теме привели в систему, которую сегодня предлагаем для использования в работе с детьми, как педагогам, так и родителям.

Статьи и консультации | Просмотров: 5414 | Добавил: Nisa | Дата: 26.02.2012 | Комментарии (1)

В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук.

По этой методике мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее частей. В данный период у них еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей с речевыми нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т.д. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».

Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с речевым недоразвитием старшего дошкольного и младшего школьного возраста направить внимание не столько на техническую сторону письма, сколько на контроль выполненной работы.

При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочередно). Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика (при усложнении – используем два), катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Для детей старшего дошкольного возраста самомассаж рекомендуется выполнять 2–3 раза в день (не только на занятиях с логопедом, в детском саду, но и дома), причем начинать учебную деятельность полезно именно с самомассажа. Можно использовать его в качестве физкультминутки на занятиях, прогулке и пр. Дети старшего возраста самомассаж выполняют по 5–10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения, нужно проговаривать действия. Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая на себе. Потом дети выполняют упражнения по словесной инструкции взрослого. На более поздних этапах, когда дети уже хорошо их усвоили, можно использовать прием показа упражнений не воспитателем, а кем-то из детей. Можно подключать общее проговаривание прямого и обратного счета и др.

Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой руки, использовать музыкальное сопровождение.

Статьи и консультации | Просмотров: 1037 | Добавил: Nisa | Дата: 26.02.2012 | Комментарии (0)

Традиционно при постановке звуков логопеды активно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков.

Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.

Здесь представлен комплекс упражнений, предполагающих совместные (одновременные) движения руки и органов артикуляционного аппарата.

Данные упражнения могут использоваться в течение всего периода коррекционного обучения в качестве организационного момента, динамической паузы. Помимо развития гибкости и пластичности органов артикуляционного аппарата эти упражнение способствуют развитию координации движений и мелкой моторики, переключаемости, распределения внимания, саморегуляции, организации и включению детей в работу на занятии.

На первых занятиях используется 2–3 упражнения. Вначале дети учатся сочетать движения органов артикуляции с движениями одной руки и только потом постепенно переходят к одновременным движениям двух рук. Непременным условием выполнения данных упражнений является точность. Небрежность здесь недопустима. Если у кого-то из детей движения не получаются, их следует отработать индивидуально перед зеркалом.

Статьи и консультации | Просмотров: 747 | Добавил: Nisa | Дата: 26.02.2012 | Комментарии (0)

Форма входа
Поиск