Комплекс дыхательных и физических упражнений
под чтение стихотворных текстов
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и
физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина
дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются
общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность
всех органов и систем организма.
В
первые месяцы обучения логопед сам проговаривает текст, дети произносят только
отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст
самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках,
диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал
и т.д.
Упражнения
дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5–10 минут в хорошо
проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе
логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого
дыхания. В предложенном ниже комплексе упражнений использованы элементы
парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы Развития
дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П.
Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией
(М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов);
стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В.
Новотворцева, Н.А. Маранова).
Во
время игр и занятий стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют
нужные действия.